В эфире Эмигрантского радио «Ранок Варшавы» поднялся вопрос о том, с какими проблемами имеют дело украинцы в Польше на пути получения карт побыта? Вопрос действительно наболевший, так как тысячи украинцев получают необоснованные отказы, часто внески вообще остаются без рассмотрения и люди получают депортацию из страны. Беспредел зашкаливает, но как с этим бороться? Ксения Наранович в прямом эфире отвечала на все вопросы.
Ксения Наранович из фонда Rozwoju Oprócz Granic рассказала в эфире Эмигрантского радио о том, как действительно обстоит ситуация с легализацией иностранцев в Польше и с какими просьбами чаще всего приходят люди к ним в офис.
Несомненно, за последний год участились отказы в получении карт побыта. В фонд приходят люди с разными ситуациями, просят о помощи в написании апелляций. Но, реальность такова, что рассмотрение апелляции может длиться от 2 до 2,5 лет, при этом шансы на позитивный есть не у всех.
Если раньше была хоть какая-то гарантия в том, что, сложив все документы, человек дождется положительной децизии, то сейчас можно ожидать чего угодно. Например, отказ можно получить буквально на следующий день после того, как закончится ваша страховка. И неважно, что страховка была действительна целый год, во время которого должна была быть принята децизия. Или же человек подал документы, ожидая карту по учебе, но прошел год ожидания и отказ украинец получает в тот момент, как закончилась учеба. Участились случаи потерей ужонда документов иностранцев.
Но, все же есть смысл бороться, идти в суды и доказывать свою правоту. Многие административно-судебные разбирательства в этой сфере позитивно заканчивались. Вот только не у всех людей есть достаточно знаний, возможностей и времени, чтобы бороться за свои права таким образом. Многие украинцы, ожидая карту побыта, имеют очень ограниченные права, не могут выехать домой, не могут легально работать и так далее.
Еще один фактор, почему так много необоснованных отказов – некомпетенция сотрудников уженда и польские чиновники не скрывают этот факт. В воеводских ужендах нехватка сотрудников, многие приходят и через несколько месяцев увольняются. Естественно, что за это время сотрудники уженда не успевают обучиться всему (речь идет о законодательном акте закона об иностранцах, об исполнительных актах). Поэтому, когда в руки сотрудников попадает дело иностранца, многие просто берут и применяют самую распространенную причину отказа, при этом даже не заинтересовавшись документами и ситуацией человека. Выдав негативную децизию уженд снял с себя полномочия и переложил их либо на вторую инстанцию, либо на консула, к которому иностранец придет с пакетом документов на открытие визы. Вот так и происходит освобождение административных кадров от ответственности за ведение качественных процедур по вопросам иностранцев.
В некотором смысле полякам выгодно, что украинцы годами сидят в ожидании карты побыта. Ведь человек, который не уезжает на Родину, все же остается в Польше и работает. Конечно же, в 99% случаев – это работа на «птичьих правах». К сожалению, такое положение дел вполне устраивает польский рынок труда. Ксения Наранович считает, что массовые задержки рассмотрении дел, частые отказы, — это в некоторой степени и политический вопрос. Власти Польши не имеют гарантии того, что иностранцы с картой побыта не поедут на работу дальше в Европу, где будут существовать на тех же «птичьих правах» что и здесь. Также польские чиновники надеются заменить нехватку рабочей силы технологиями. Но этот вариант не под силу небольшим предприятиям, поэтому они не брезгуют нелегальными работниками.
Ксения Наранович считает, что большинство вопросов касательно медленного рассмотрения дел иностранцев нужно задавать не инспекторам, а вышестоящим инстанциям. Ведь если административный служащий получает зарплату ниже, чем кассир в Бедронке, то о каком быстром рассмотрении дел может быть речь.
Ксения Наранович развеяла некоторые мифы, касательно подачи и получения карт побыту. Например, все иностранцы должны проверять списки необходимых для них документов на подачу, также нужно быть готовым к тому, что инспектор потребует что-то не из списка. Наличие посредника вовсе не гарантирует получение положительной децизии, ведь посредники бывают очень разные.
Также Ксения отрицает то, что если первая инстанция выдала негативную децизию, то вторая инстанция просто повторит или подтвердит действия первой. Согласно официальной статистике, 80% негативных решений были повторно рассмотрены второй инстанцией и получили позитивную децизию. Вопрос в том, хватит ли у иностранца терпения, силы, финансов и времени, чтобы дождаться этого решения (в среднем период ожидание 2-2,5 года).
Полную запись эфира вы можете посмотреть по ссылке.
Просматривайте свежие вакансии на нашем сайте и находите хорошую работу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и следите за новостями Польши!
Есть вопросы? Оставьте сообщение в разделе «Вопрос-Ответ» и бесплатно получите консультацию юриста.
Польские работодатели предлагают ряд срочных изменений в трудоустройстве иностранцев
Новый закон об иностранцах в Польше: что изменится в 2019 году